БЕЛАРУСЬ: РЕБРЕНДИНГ ТЕМЫ ВИЧ/СПИДа

28 Ноября 2012

Сегодня, с появлением инноваций в профилактике и лечении ВИЧ/СПИДа, пришла необходимость обратить внимание на бренд, который действует уже практически 30 лет, несмотря на то, что давно устарел.  


Речь идет о знакомом каждому из нас стереотипе «СПИД – чума ХХ-ХХI века!». Этот устойчивый стереотип является, по сути, брендом темы ВИЧ. Его «живучесть» для потребителей информации доказана – бренд держится уже около 30-ти лет, и до сих пор, к сожалению, появляется в заголовках, названиях, используется в комментариях журналистов и их респондентов. Во время Всемирного дня памяти умерших от СПИДа в мае этого года в Беларуси вышел ряд публикаций в СМИ, слоганы и заголовки которых пришли из прошлого века, притом, что сами публикации рассказывали о современной ситуации в сфере профилактики и лечения.   

Чем бренд «СПИД – чума ХХ-ХХI века» вреден? Многочисленные исследования показывают, что страх, используемый в профилактике ВИЧ-инфекции, несмотря на вызываемые им сильные эмоции, не приводит человека к выбору правильной модели поведения. Кроме того, при многократном использовании символы страха уже не вызывают ожидаемой реакции, а человек старается вытеснить пугающие образы из сознания, и вместе с ними «вытесняет» и саму тему ВИЧ. И если вначале появление образа «Смерть с косой» было естественной реакцией испуганного общества, то спустя десятилетия на этот бренд люди просто перестали обращать внимание, как на что-то надоевшее. Страх не побуждает человека разобраться в ситуации, но способствует образованию мифов, живущих до настоящего времени.     

Каковы же наиболее устойчивые мифы, характеризующие действующий бренд?

Миф первый: «СПИД – это приговор. Нет разницы – СПИД или ВИЧ. ВИЧ=СПИД=смерть». Сегодня мы знаем, что это не так. Благодаря появившимся возможностям антиретровирусной терапии, с ВИЧ можно сохранить качество жизни, при условии соблюдения строгого режима и правил безопасного поведения. ВИЧ≠СПИД.

Еще один устойчивый миф: «изоляция всех людей с ВИЧ решит проблему распространения ВИЧ-инфекции». Мы знаем, что это не так. Результатом были бы только стигма и дискриминация по отношению к ВИЧ-положительным людям и ложное чувство безопасности у остального населения. Навешивание ярлыков на ВИЧ-положительных людей не решает проблему, а усугубляет ее. 

До сих пор еще живы мифы о том, что ВИЧ может передаваться при простом прикосновении. В наши дни известны случаи, когда с ВИЧ-положительным ребенком общаются, надев резиновые перчатки. Сегодня мы знаем, что ВИЧ не передается при прикосновении, объятии, поцелуе. Эти мифы сеют панику и СПИДофобию, нежелание проходить тест на ВИЧ из боязни попасть в категорию «отверженных» и услышать «приговор».

ВИЧ остается серьезным неизлечимым хроническим заболеванием. Лечение ВИЧ-инфекции – серьезный труд врача и пациента, а также близких ему людей. Снижение значимости темы ВИЧ так же опасно, как нагнетание паники и СПИДофобии. Необходимо соблюдать баланс «негатива и позитива» при подаче информации. Цивилизованный подход к решению проблемы, открытость к инновациям позволят нам идти в ногу со временем.   

Давно не отражающий действительность бренд «СПИД – чума ХХ-ХХI века» вместе с порожденными им мифами до сих пор в обращении, и очевидна необходимость его замены. Однако просто объявить о замене бренда – лишь первый шаг.  Вопрос о том, каким должен стать новый бренд – остается сегодня открытым. Каким он будет – зависит от нас с вами.

Во Всемирный день борьбы со СПИДом, 1 декабря 2012 года,  мы начинаем Ребрендинг темы ВИЧСПИДа в Беларуси. Известные люди, причастные к созданию и продвижению бренда Беларуси в мире, заявляют о своей социальной ответственности и причастности к Ребрендингу темы ВИЧ/СПИДа, чтобы придать профилактике ВИЧ-инфекции в нашей стране новый эффективный импульс.

Новые позитивные изменения возможны!


* * * 

ТЕКСТ ВИДЕО-ОБРАЩЕНИЯ  БЕЛАРУСЬ: РЕБРЕНДИНГ ТЕМЫ ВИЧ/СПИДа:

 

 «Если человек научится ценить свое здоровье по-настоящему, относиться как к самой наивысшей ценности, а не только вспоминать про здоровье, когда за столом сидят и выпивают, и желают друг другу здоровья, вообще начнет оценивать себя объективно и понимать, что от его состояния здоровья зависит он сам, его дети, его близкие, перспективы в жизни, – он по-прежнему будет продолжать долго жить на этой земле. Сегодня ВИЧ-инфицированный человек может жить столько же, сколько любой другой гражданин, при определенных обстоятельствах и соблюдении определенных условий. Весь смысл нашего разговора – это ребрендинг. Потому что если мы не изменим подходы в своей работе, то мы по-прежнему в следующем году будем опять говорить об одном и том же. Поэтому, если ребрендинг сработает, если мы сумеем изменить свои подходы к этой работе, мы однозначно ощутим в ближайшее время определенные результаты».

Игорь Гаевский,

Заместитель министра здравоохранения –

Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь

 

 «Со своей стороны организация Объединенных Наций, в частности, Программа развития ООН полностью поддерживает инициативу Министерства здравоохранения Республики Беларусь по ребрендингу темы ВИЧ/СПИДа. Для нас это очень важно, потому что в течение многих лет наша организация реализует программы по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции. И в этом контексте нам кажется необходимым усилить работу по противодействию стигме по отношению к людям, которые живут с ВИЧ. Это является большой проблемой не только для людей, которые живут с ВИЧ, но и для людей, которых не коснулось это заболевание. Люди испытывают определенный страх при необходимости сдачи анализа крови на ВИЧ-инфекцию. Я считаю, что ни одно общество не может считать себя самодостаточным и здоровым, если в нем существует дискриминация в отношении тех людей, которые живут с этим заболеванием. Мне кажется, что нельзя уже жить понятиями тридцатилетней давности».

Фарид Караханов,

И.о Представителя Программы развития ООН в Республике Беларусь

 

 

«Безусловно, пора менять наше отношение к СПИДу. Сейчас это больше не приговор. Люди живут десятилетиями. Понятно, что не надо от них «шарахаться», чуть ли не в резервации их ссылать. Все это чушь и предрассудки, с которыми нужно бороться. И очень важно, чтобы чиновники, журналисты особенно не запугивали людей. Не надо этих страшных заголовков про чуму или про что-то другое, все, хватит. Должна быть более конструктивная взвешенная позиция, в конце концов, это социальная ответственность СМИ».

Юрий Зиссер,

Основатель крупнейшего Интернет-ресурса Беларуси TUT.BY

 

 

«Я занимаю активную социальную позицию в этой жизни. Вопросами, которые касаются ВИЧ, я занимаюсь уже много лет. Единственное, о чем я очень сожалею, это о том, что до сегодняшнего дня я всегда сталкивалась с тем, что эту тему считают сложной, считают темой, о которой трудно говорить вслух. Люди реально боятся об этом говорить! И это проблема, потому что бояться говорить об этом не нужно».

Люция Лущик,

Телеведущая, журналист, актриса

 

«Мне эта инициатива нравится. Я считаю, что социальная ответственность – это прежде всего ответственность перед собой, своей семьей и перед окружающими тебя людьми. Один из способов заботы, конечно же, –  это сдача анализов на ВИЧ. Я хочу обратиться к молодежи, которая за нас болеет, которая переживает, –  будьте здоровы, это главное в жизни! Не «распыляйтесь» на какие-то посторонние вещи».

Виталий Родионов,

Форвард ФК БАТЭ

 

 

«Я как представитель молодежи Минского тракторного завода поддерживаю инициативу Министерства здравоохранения. Прежняя информация о проблеме ВИЧ/СПИДа на темных черных плакатах, где изображена смерть с косой, кресты, – не доходит до потребителя. Когда вижу такие плакаты, я просто прохожу мимо. Людей не надо запугивать. Информация должна быть краткой, лаконичной и доноситься до человека в более позитивном русле». 

Сергей Сидорович,

Специалист по работе с молодежью

Минского тракторного завода (МТЗ)

 

 

 «Тот момент, что Министерство здравоохранения выступило с инициативой об изменении имиджа этой проблемы, – это правильно, я считаю. Я поддерживаю инициативу Минздрава по вопросу ВИЧ/СПИДа в нашей стране. Этой проблемой необходимо заниматься всем на предприятиях, в коллективах, в организациях, каждому – ежедневно, ежечасно, постоянно».

Василий Тыманович,

 Заместитель генерального директора

Минского тракторного завода (МТЗ)

 

«Когда со студентами говоришь искренне и серьезно, они очень внимательно слушают. Разговаривать надо искренне – это все, что я могу сказать».

Владимир Суворов

Проректор БГУ по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам

 

 

 

«Я в этом году был членом жюри социальной рекламы нашего белорусского фестиваля «Белый квадрат» и, к сожалению, просто считанные работы можно было смотреть и оценивать хоть как-то профессионально. К сожалению, среди них было очень мало наших отечественных работ. Ребрендинг, о котором мы сейчас говорим, даст новый толчок, – я очень хочу в это верить, – для развития всей сферы социальной рекламы. То, что это очень важно, – разговора просто нет!» 

Андрей Эзерин,

Член Экспертного совета Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу,

Директор коммуникационного агентства “EZERINCOM”

 


«Чума 20 века», конечно, уже как бренд имеет длительную историю, практически 30 лет, он уже, естественно, «перекочевал» из ХХ в ХХI век. Но как мы реагируем на то, что пугает человека?  Мы стараемся туда не смотреть. А страх, конечно, очень сильная эмоция, но она порождает желание вытеснить его, а не предпринять какие-то конкретные действия. Также опасна, неэффективна, скажем так, «радостная картинка», такой сироп: «Ай, никакой проблемы нет». Увы, это не так. Ребрендинг темы ВИЧ/СПИДа в нашей стране – это только первый шаг на долгом и трудном пути, который требует ежеминутной, ежечасной работы и сосредоточения всех сил для одной конкретной цели».

Сергей Кручинин,

Председатель Экспертного совета

Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу в Республике Беларусь

 

Справка:

Современные стандарты подачи информации на тему профилактики ВИЧ предлагает Информационная стратегия по ВИЧ/СПИДу в Республике Беларусь, разработанная и принятая Министерством здравоохранения и Программой развития ООН при участии и активном содействии международных, государственных и общественных организаций, вовлеченных в решение проблемы ВИЧ/СПИДа в Беларуси. Программный документ ИС, а также его краткая версия («Шпаргалка ИС») находятся на сайте www.aids.by в разделе «Информационная стратегия».

За дополнительной информацией просьба обращаться: отдел профилактики ВИЧ/СПИДа РЦГЭиОЗ по тел. (017) 200 28 83;  пресс-центр группы управления грантами Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Беларуси по тел. +375 17 306 51 88.



Оставить комментарий





  
Логин:
Пароль:
  
Регистрация   Забыли свой пароль?

Календарь событий

Бюллетень

Актуальное интервью

Опрос

  1. Проходили ли Вы тестирование на ВИЧ в течение последнего года?

     
Aрхив опросов